Советский летчик Алексей Петрович Маресьев, чей подвиг лег
в основу книги «Повесть о настоящем человеке», вошедшей в курс советской
школьной литературы. В Советском Союзе не было, наверное, ни одного человека,
который не слышал бы об этом летчике-истребителе. Совершенный им в годы Великой
Отечественной войны подвиг и сегодня живет в памяти людей. Благодаря книге
Бориса Полевого Маресьев вошел в сознание людей как эталон «настоящего
человека». Под этим высоким званием он навсегда будет вписан в историю нашей
страны.
Алексей Маресьев останется в народном сознании благодаря
нечеловеческой выдержке и воле к жизни. Совершенный им подвиг был достоин и
отдельной книги, и снятого по ней позднее фильма. После 18-дневного возвращения
к своим ползком по лесу, обморожения и ампутации обеих ног этот человек не
сломался и не сдался. Он не только встал на протезы, но и вернулся в авиацию:
само по себе это было сродни чуду. Но Маресьев не просто вернулся в небо, он
вернулся в истребительную часть, продолжив вести бой за
свободу и независимость своей Родины.
Алексей Петрович Маресьев появился на свет 20 мая 1916 года
в городе Камышине Саратовской губернии. Алексея и двух его братьев, Петра и
Николая, воспитывала мать. Отец будущего летчика, прошедший сражения Первой мировой
войны, умер от последствий многочисленных ранений, когда Алексею было всего три
года. В детские годы Маресьев не отличался особым здоровьем, мальчик часто
болел и перенес тяжелую форму малярии, последствием которой стал ревматизм.
Алексея мучили страшные боли в суставах, а соседи его семьи шептались между
собой о том, что долго он не протянет. Однако от отца, которого Алексей
практически не знал и не помнил, ему достались в наследство огромная сила воли
и упрямый характер.
После окончания 8 классов средней школы в Камышине Алексей
Маресьев получил специальность токаря по металлу в местном училище при
лесозаводе. Здесь же он начал свою трудовую деятельность. Дважды в это время он
подавал документы в летное училище, но оба раза их возвращали назад, ссылаясь
на его здоровье. В 1934 году Камышинский райком комсомола направил будущего
героя на строительство города Комсомольска-на-Амуре. Именно на Дальнем Востоке
без отрыва от работы Алексей начал заниматься в аэроклубе, все-таки реализовав
свою тягу к небу, которая возникла в нем еще в детстве.
|
После начала войны летчика отправили на Юго-Западный фронт,
где он воевал в составе 296-го истребительного авиаполка. Свой первый боевой
вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога. Первые месяцы
войны были для всей Красной Армии и советской авиации очень непростым временем.
Немцы превосходили советских пилотов в накопленном опыте, в уровне владения
техникой, на которой они летали достаточно давно, в качестве самолетов.
Маресьева спасло то, что он был тогда уже опытным летчиком. И хотя он не
записал на свой счет в 1941 году воздушных побед, он остался жив. Позднее
прославленный советский ас Александр Иванович Покрышкин говорил, что тот, кто
не воевал в 1941-1942 годах, не знает настоящей войны.
Свой первый немецкий самолет, транспортник Ju-52, он сбил в
начале 1942 года. В марте 1942 года Алексей Маресьев был отправлен на
Северо-Западный фронт, к этому моменту на его счету было уже 4 сбитых немецких
самолета. Именно здесь произошел воздушный бой, который навсегда изменит его
жизнь.
Весной 1942 года между озерами Селигер
и Ильмень советские войска возле неприметного городка Демянска окружили
примерно 100-тысячную группировку немецких войск, которая не думала сдаваться,
оказывая организованное и очень сильное сопротивление. 4 апреля 1942 года в
районе этого так называемого «Демянского котла» во время вылета по прикрытию
бомбардировщиков в бою с немецкими истребителями самолет Як-1 Маресьева был
подбит. Он пытался совершить вынужденную посадку в лесу, заприметив там подходящее
озеро. Однако его самолет зацепился шасси за верхушки сосен и перевернулся.
Самолет упал в глубокий снег, а сам летчик получил достаточно тяжелые ранения,
но остался жить.
Целых 18 суток повредивший ступни ног
летчик сначала на покалеченных ногах, а затем и ползком пробирался к линии
фронта. Съев по пути бортовой паек, он питался тем, что удавалось найти в лесу:
корой деревьев, ягодами, шишками. Ситуация казалась безнадежной: оказавшийся
посреди бескрайнего и глухого леса в одиночестве, с поврежденными ногами летчик
просто не знал, куда ему следует идти, а точнее, ползти. Как он остался в итоге
жив, неизвестно никому. Алексей Петрович никогда не любил вспоминать эту
историю и старался не рассказывать о ней. По его словам, им двигало в тот
момент неукротимое желание жить.
|
На этом история Алексея Петровича могла
подойти к концу. К моменту доставки в Москву летчик находился уже в критическом
состоянии, у него была гангрена. При этом раненых в госпитале было довольно
много, поэтому привезенного летчика-истребителя как практически безнадежного
уложили на каталку в коридоре. Здесь во время совершения обхода на него
случайно обратил внимание профессор Теребинский, который в итоге спас ему
жизнь. Правда, заплатить за это пришлось ампутацией обеих ног в области голени.
Другого выхода просто не было, у Маресьева к тому моменту начала развиваться
несовместимая с жизнью гангрена.
|
Всего за 6 месяцев интенсивных
тренировок Алексей Маресьев научился ходить на протезах так, что только редкий
человек мог приметить в его походке что-то необычное. Он продолжал
тренироваться и в санатории, куда был отправлен в сентябре 1942 года. Уже в
начале 1943 года комиссия записала в личном деле старшего лейтенанта: «Годен во
все рода авиации». Пройдя медицинскую комиссию, он был направлен в Ибресинскую
летную школу (Чувашия). В феврале того же года летчик совершил свой первый
полет после тяжелого ранения. Помогал ему в этом начальник летной школы Антон
Федосеевич Белецкий, который сам летал с протезом вместо правой ноги.
|
До фронта Маресьев добрался вновь в
июне 1943 года, попав в состав 63-го Гвардейского истребительного авиаполка.
Первоначально в полку Маресьеву не давали летать на боевые задания. Командир
полка просто не отпускал летчика в бой, так как обстановка в небе над полем
будущей Курской битвы была крайне напряженной. Алексей очень сильно переживал
эту ситуацию. В итоге ему посочувствовал командир одной из эскадрилий полка А.
М. Числов. Он взял Маресьева на пару боевых вылетов. В итоге несколько удачных
вылетов в паре с Числовым помогли исправить ситуацию, доверие к летчику в полку
возросло.
20 июля 1943 года во время воздушного
боя с превосходящими силами немцев Маресьев спас жизни двум советским летчикам,
сбив сразу два немецких истребителя Fw.190, которые прикрывали пикирующие
бомбардировщики Ju.87. Благодаря этому боевая слава Алексея Маресьева разлетелась
по всей 15-й воздушной армии и по всему фронту. В 63-й истребительный авиаполк
зачастили корреспонденты со всей страны, среди которых был и Борис Полевой,
автор будущей книги «Повесть о настоящем человеке».
|
Всего за время Великой Отечественной
войны Маресьев совершил 86 боевых вылетов, сбив 11 немецких самолетов: 4 до
ранения и 7 — после. На военной службе он находился до 1946 года, пока не вышел
в отставку по состоянию здоровья. При этом бывший летчик-истребитель старался
поддерживать себя в очень хорошей физической форме. Человек, лишившийся на войне
ног, увлекался коньками, лыжами, плаванием и велосипедом. В итоге он даже сумел
установить рекорд в санатории под Куйбышевом, переплыв здесь Волгу (2200
метров) за 55 минут. Свои последние вылеты на самолете (учебном У-2) Маресьев
совершил в начале 1950-х годов, работая инструктором спецшколы ВВС в Москве.
Алексей Петрович Маресьев стал тем
самым человеком, про которого можно говорить вся жизнь — подвиг. Тем более что
уже после войны он все равно приносил очень большую пользу ВВС страны,
занимаясь процессом подготовки будущих летчиков. Кроме того, начиная с 1956
года, когда был образован Советский (а позднее Российский) комитет ветеранов
войны и военной службы, полковник в отставке Маресьев возглавлял его. Он
находился на этом общественном (но по-своему также боевом посту) до последних
дней своей жизни.
|
Часто бывает так, что человек, который
становится прототипом книжного персонажа, в жизни не дотягивает до созданного
писателем образа. Однако Маресьев живой пример обратного. Он всей своей жизнью
доказал, что книга «Повесть о настоящем человеке» — это не красочный миф, а
реальная история, которая рассказывает о большом мужестве и непревзойденной
силе духа этого человека.
В свою очередь, Российское военно-историческое
общество продолжит поиск истребителя Як-1, на котором в 1942 году летчик был
сбит во время воздушного боя в районе «Демянского котла».
Награды: Герой Советского Союза
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий